Приходят белые

Находясь в состоянии непрерывной войны с мексиканцами, апачи поначалу не обращали особого внимания на белых (мексиканцев белыми они не считали), мало-помалу вторгавшихся в их жизнь. «Каждый день эти люди мерили землю какими-то странными приспособлениями и расставляли знаки, значения которых мы не понимали. Нам они пришлись по душе, и мы были весьма огорчены, когда они ушли на запад», — вспоминал Херонимо. Ему еще не было известно, зачем эти добрые люди так усердно измеряют его землю.

Херонимо не кривил душой, говоря о дружелюбии индейцев к «Белым Глазам» (так апачи называли американцев). Вождь чирикахуа-апачей Кочиз даже разрешил им строить дороги через апачские территории, более того, часть апачей помогала им в этом.

Кочиз с детьми (по другим сведениям, Кочиз никогда не фотографировался, дорожа Личной Силой, и на фотографии снят вождь апачей-аравайпа Эскиминзин)
Кочиз с детьми (по другим сведениям, Кочиз никогда не фотографировался, дорожа Личной Силой, и на фотографии снят вождь апачей-аравайпа Эскиминзин)

В феврале 1861 года лейтенант Джордж Баском вызвал Кочиза на станцию в Ущелье Апачей на юго-востоке Аризоны, построенную не без содействия последнего. Не думая ни о чем плохом, Кочиз пришел к нему в сопровождении пяти членов своей семьи. Едва они зашли в лейтенантскую палатку, как ее окружила дюжина солдат, и Баском обвинил Кочиза в похищении некоего мальчика-метиса с ранчо, находившегося в восьмидесяти милях от лагеря апачей. «А был ли мальчик-то?» — можем спросить мы сегодня, зная, что последовало за этим. Кочиз сказал, что ни о каком мальчике ему неизвестно, но он готов помочь белоглазым в его поисках. Тогда Баском объявил, что он арестован. Выхватив нож, Кочиз разрезал палатку и бежал; все двенадцать солдат стреляли в него, ранили, но не убили. Апачи объяснили это действием магической защиты от пуль, которую Кочиз, как и Херонимо, получил от Силы. Родственники вождя остались в заложниках у американцев, и апачи решили предпринять ответные меры, захватив в плен на дороге неподалеку троих бледнолицых. Кочиз пытался обменять их на своих близких несколько раз, но переговоры провалились из-за якобы иррационального упрямства Баскома (насколько иррациональным оно было — вопрос весьма спорный). Поняв, что переговоры ни к чему не приведут, вождь казнил своих заложников, изуродовав их по испанскому методу (как видим, язычники были все же небезнадежны и сумели таки впитать некоторые принципы цивилизации). В ответ Баском повесил мужчин-родственников Кочиза. Так началась война между апачами и войсками Соединенных Штатов. Объединившись с уже упоминавшимся выше Мангасом-Колорадо (Красными Рукавами), самым авторитетным из вождей апачских племен, Кочиз вышвырнул со своей территории вражеских солдат и бледнолицых старателей, копошившихся в его земле. В 1862 на помощь американцам прибыли отборные, прекрасно экипированные войска из Калифорнии, возглавляемые известным палачом генералом Карлтоном, однако апачи и не думали сдаваться.

Американцы тоже были настроены решительно. Они жаждали окончательного решения апачского вопроса. В 1862 году губернатор Аризоны Джон Бейлор направил такую директиву начальнику аризонской национальной гвардии:

«Вам надлежит употребить все средства, чтобы убедить апачей или другое племя прийти к нам для заключения мира. А когда вы их соберете, перебейте всех взрослых индейцев, захватите детей и продайте их, чтобы возместить расходы по уничтожению взрослых индейцев»41. Я не удержался и выделил последнюю фразу курсивом, чтобы обратить внимание читателя на то, каким рачительным хозяином, прирожденным экономистом, крепким, как говорят в России, хозяйственником был губернатор.

17 января 1863 года к лагерю Мангаса-Колорадо подошел парламентер с белым флагом, заявив, что его прислал генерал Джозеф Уэст для того, чтобы говорить о мире. Парламентер раздавал самые щедрые обещания, и старый вождь согласился на переговоры. Херонимо, памятуя и об истории с Кочизом, и о многих других похожих историях, пытался отговорить его от этого, но совет племени поддержал Мангаса-Колорадо, и тот в сопровождении пятнадцати апачей направился в логово врага. Когда в лагере американцев подняли белый флаг, Мангас-Колорадо отпустил свою охрану. Больше апачи его никогда не видели.

Мангас-Колорадо
Мангас-Колорадо

Уэст явился лично посмотреть на своего знаменитого пленника. В своей замечательной книге «Схороните мое сердце у Вундед-Ни», настоящей энциклопедии индейского сопротивления XIX века, из которой взяты многие сведения, использованные при написании этой работы, американский историк Ди Браун приводит воспоминания свидетеля этой драмы: «Генерал казался пигмеем рядом со старым вождем, который был ростом выше всех окружающих». Эту фразу можно расценивать и как метафору. Индейца было поручено сторожить двум солдатам. Инструктируя их, генерал сказал: «Он мне нужен завтра живым или мертвым, вы поняли, он мне нужен мертвым». Эти слова услышал доброволец Кларк Стокинг из Калифорнии.

Ночью солдаты стали мучить старика, прикладывая к его ногам раскаленные на костре штыки своих ружей. Вождь молча выдерживал эту пытку и наконец поднялся, выговаривая им, что он не ребенок, чтобы с ним играть. Тогда солдаты в упор расстреляли его. После этого апостолы цивилизации сняли с него скальп, отрезали голову и сварили ее на костре. Так легче было отделить мясо от черепа, а череп индейца, да еще такого прославленного, можно было продать френологу за большие деньги. Расследованием этого случая руководил лично Уэст и полностью их оправдал, заявив, что Мангас был убит при попытке к бегству.

У генерала и его хозяев были веские причины желать смерти Мангаса-Колорадо. Мудрый старец понимал, что противостоять войскам Белых Глаз апачи смогут только объединившись. Между тем, апачские племена были разрознены и нередко враждовали, чем умело пользовались американцы. Зная о той священной роли, которую играли родственные связи в традиции индейцев, Мангас выдал трех своих дочерей замуж за других вождей апачей: старшую — за вождя апачей Белых Гор, среднюю — за вождя апачей-мескалеро, и младшую — за вождя многочисленного и влиятельного соседнего племени навахов. На дочери Мангаса-Колорадо от другого брака был женат Кочиз, который к тому же приходился ему приемным сыном.

Вскоре апачи узнали, что их вождь убит. Ожидать его не имело смысла. «Пытаясь скрыться в горах, мы по дороге наткнулись на четырех человек, пасущих стадо, — вспоминал Херонимо. — Двое из них ехали в повозке впереди стада, а двое скакали позади верхом. Мы убили всех четверых, но скальпов снимать не стали — ведь это были не воины».

Вскоре Херонимо был избран вождем апачей, и вместе с Кочизом, возглавившим сопротивление после смерти тестя, они еще девять лет продолжали войну.

Викторио, вождь племени Чихенне
Викторио, вождь племени Чихенне

21 апреля 1865 года один из вождей апачей, Викторио, личный друг Херонимо, отправился «держать совет с бледнолицыми». Единственным условием мира было заключение апачей в печально известную резервацию в Боск-Редондо. Это была засушливая и бесплодная песчаная равнина, совершенно непригодная к проживанию. Индейцы называли ее гиблым местом: обитатели Боск-Редондо вымирали с невероятной скоростью. Переговоры Викторио не дали никакого результата.

В 1871 году Эскиминзин, вождь апачей-аравайпа, вместе со своим немногочисленным племенем пришел к посту Кэмп-Гранд близ реки Аравайпа-Крик. Эскиминзин предложил лейтенанту этого поста Ройелу Уитмену мир и попросил разрешения поселиться близ форта. Все свое оружие индейцы сдали Уитмену, и он согласился оставить их в Кэмп-Гранд, формально в статусе военнопленных, запросив о том, как быть дальше с миролюбивыми апачами, вышестоящие инстанции. Услыхав о мирной жизни в Кэмп-Гранд, к людям Эскиминзина начали присоединяться другие индейцы.

Ответа вышестоящих инстанций на запрос лейтенанта не понадобилось. Ночью 30 апреля 1871 года «отряд самообороны» жителей близлежащего города Таскона напал на лагерь аравайпа и убил почти всех его обитателей, в основном женщин и детей. Все трупы были ужасно изуродованы. Двадцать девять детей постарше уцелело — их продали в рабство, в точном соответствии с инструкциями губернатора Аризоны.

Вскоре после этого инцидента в Аризону прибыла «миссия мира» во главе с генералом Говардом. «Если в армии США есть хоть один честный и порядочный человек, то это генерал Говард», — говорил о нем Херонимо. Основной задачей миссии Говарда было создание резерваций на более приемлемых для апачей условиях. В 1872 году Кочиз, ранее отказывавшийся от всяких переговоров с врагом, наконец согласился принять генерала. Они сошлись на компромиссном решении: апачи будут заключены в резервацию, но эта резервация будет находиться на их родине, в Ущелье Апачей. Агентом резервации был Том Джеффордс, личный друг Кочиза. Херонимо также принял условия генерала.

41. Подход по американским меркам вполне гуманный. Немногим позже полковник Чивингтон рекомендовал убивать всех индейцев, включая детей, мотивируя это тем, что «из гниды вырастет вошь».

results matching ""

    No results matching ""